Время и место существования: Существовали экриксинатозавры в конце мелового периода, около 99 – 97 миллионов лет назад (сеноманский ярус). Были распространены на территории современной Аргентины.
Виды и история обнаружения: Ныне известен единственный вид – Ekrixinatosaurus novasi, соответственно являющийся типовым.
Находка довольно свежа, потому история исследований невелика. Экриксинатозавр известен только по экземпляру голотипа MUCPv 294, представляющему собой частичный скелет. К сожалению, череп из набора также фрагментарен (смотрите реконструкции ниже). Экземпляр был найден при строительных работах в 34 километрах северо-западнее городка Аньело (провинция Неукен, Аргентина) в 1999 году. Пласты, в которых обнаружена находка, причисляются к богатой формации Канделерос, в свою очередь являющейся частью огромной формации Рио Лемай.
Описание экриксинатозавра было сделано аргентинским палеонтологом Джорджем Кальво вместе его с чилийскими коллегами Дэвидом Рубиларом-Роджерсом и Кареном Морено в 2004 г. В 2011 вышла небольшая обобщающая статья с уточнением размера и анализом характеристик.
Строение тела: Длина тела экриксинатозавра достигала 11 метров. Высота же до 4,5 метров. Весил он до 4 тонн.
На текущий момент является крупнейшим абелизавридом. Отметим, что первоначально его длина оценивалась в 7-8 м, однако в статье от 2011 года на основе аргументов о нестандартных пропорциях размер был пересмотрен до 10-11.
Передвигался экриксинатозавр на двух сильных ногах, которые были относительно коротки для его семейства. Длина бедренной кости – 77,6 см, а ширина – 11,5. Длина же большеберцовой кости – 69,4 см, а ширина – 10,5. Передние конечности были совсем небольшими, потому в процессе охоты никак не задействованы.
Общая форма черепа близка к таковой у майюнгозавра и скорпиовенатора. Но голова экриксинатозавра явно больше, чем у других абелизаврид: как буквально, так и относительно размеров тела. Последние оценки длины черепа – 85 см, а ширины – 34,3 см. Острые закруглённые зубы крупнее, чем у майюнгазавра, карнотавра и других родственников. Следовательно, это был эффективный инструмент атаки и удерживания достаточно крупных растительноядных динозавров.
В самых смелых предположениях экриксинатозавр имел небольшой выступ над глазами, как у раджазавра, либо зачатки рожек карнотавра. Расположение глазниц позволяет сделать также промежуточный вывод о достаточно развитом бинокулярном зрении.
Обладал весьма крепким телосложением. Позвонки, в частности отверстия в них, имеют немного отличную от других абелизаврид форму. Длинный, относительно тонкий хвост служил экриксинатозавру балансиром при передвижении.
Питание и образ жизни: Экриксинатозавры представляют собой ярко выраженную модель абелизаврида-хищника. Ранее имелось предположение, что абелизавриды развились в Южной Америке от мелких форм до крупных после вымирания крупнейших кархародонтозаврид и освобождения ниши доминирующих хищников. Но сейчас с уверенностью можно сказать (в том числе благодаря находке экриксинатозавра), что это не так. Семейства развивались параллельно и независимо друг от друга.
Но каким же образом экриксинатозавр спокойно охотился приблизительно на одной территории с другим крупным тероподом – гиганотозавром? Как на верхушке пищевой цепи находились сразу два динозавра? Даже если учесть, что доля падали в рационе гиганотозавра была высока (по нашим оценкам до 40%), то конфликты из-за контролируемых зон или найденной добычи всё равно возникали бы постоянно.
Пока точный ответ не дан, и учёные ломают над этим голову. Но наиболее реалистичный вариант – уникальная среда обитания. Например, пока гиганотозавр господствовал на равнине, экриксинатозавр мог быть лучше адаптирован к охоте в предгорьях или глубинах джунглей. Таким образом, они могли пересекаться только на границах этих сред, что существенно не влияло на популяцию. При этом доля падали в рационе экриксинатозавра, по нашему мнению, была заметно меньше, чем у потенциального конкурента.